Будущий художник родился в 1856 году — в год коронации Александра II Освободителя; последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции. Следовано, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик — чуть более 20 лет.
Для нас «популярный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве написан «Демон (сидящий)» и созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к 50-летию со дня смерти поэта.
Демон сидящий. 1890. Холст, масло. 115х212,5.
В 1896 году перед этой «широкой публикой» предстал уже крепкий, сложившийся художник и выдающийся мастер.
Демон сидящий. 1890.
marmudon
Врубель как-то сказал: «Я — фаталист». Печатью фатума отмечены не только персонажи, сюжеты и темы врубелевских произведений.
Поз-река. 1890-е гг. Д., м. 26,8х35.
Врубель оказывается в Киеве, и первая его крупная монументальная работа — фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах Кирилловской церкви. В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив церковь, Врубель заметил: «Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться», имея в виду монументальный стиль своих росписей. церковь уже тогда, когда Врубель в 1885 году выполнял свою роспись, находилась на территории лечебницы для душевнобольных. Само изображение апостолов в «Сошествии Св. Духа» посвящено мистической ситуации, и Врубель трактует это событие как почти натуралистическую сцену заседания некоей мистической секты, которая проникается иррациональными токами: это люди в ситуации выпадения из обычного жизнеощущения, иначе говоря — сумасшедшие. Продолжением этого совпадения является то, что тогда же в Киеве, то есть там, где начинался Врубель, умирает его маленький сын.
Пророк. 1898. Холст, масло. 145х131. ГТГ.
marmudon
женившись на Н.И. Забеле, он оказался в родстве с семейством Ге. И Врубель, опять-таки волею судьбы, летом несколько раз работал в мастерской Ге, на хуторе близ Чернигова, где написан ряд значительных и знаменитых произведений. Примечательно, что пребывание в мастерской покойного художника заставило Врубеля вспомнить ночной колорит поздних произведений Ге, и это инспирировало обращение Врубеля к ночным сценам, ночному колориту — так возникают в конце 90-х годов его живописные «ноктюрны» — «Сирень», «К ночи», «Пан», «Царевна-Лебедь».
Это сообщение отредактировал marmudon - 04-08-2007 - 10:21
marmudon
Врубель весь состоял из парадоксов. Легкомысленное богемное существование — и чрезвычайно серьезное отношение к ремеслу. При серьезности мастера, ревниво относящегося к выходящему из-под его руки, — беспечное отношение к судьбе готовых произведений: то, что уже было сделано и выпущено из рук, для него не имело цены. Это был человек умный и глубокий, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках, открывший для среды, в которой он обитал например, Г. Ибсена. Он был открыт и легок в общении, но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы ог обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможные развивать перед своими коллегами.
Дама в лиловом. Портрет Н.И. Забелы-Врубель. 1904-1905. Холст, масло. 160х130. ГРМ.
Тридцать три богатыря. 1901. Холст, масло. 180,5х230. ГРМ.
marmudon
Иллюстрации
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Конец 1883- начало 1884. Бумага, угольн. кар. 25,5х34. Илл. к трагедии Пушкина Моцарт и Сальери. ГРМ.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта (Сцена II). Конец 1883-начало 1884. Бумага, угольн. кар. 25,7х33,9. Илл. к трагедии Пушкина Моцарт и Сальери. ГРМ
кучeрявый
Графика II
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е. Бумага, уголь. 140,5x52,5. ГТГ.
Портрет студента. 1882. Бумага, акварель. 21,5х14,8. ГРМ.
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883. Бумага, наклеенная на картон, акварель, белила, лак. 35,8х24,4
Гамлет и Офелия. Конец 1883- начало 1884. Бумага на картоне, акварель. 24,4х16,7. ГРМ
кучeрявый
Мужчина в костюме XVI века со статуэткой в руке. 1884. Бумага, акварель. 18,3х11,2. ГРМ Христос в Гефсиманском саду. 1880-е. Бумага, уголь. 140,5x52,5. ГТГ.
Натурщик в венке, с тирсом (Вакх). 1884. Бумага на картоне, акварель. 20х16,8. ГРМ
Портрет юноши. 1884. Бумага, угольный карандаш. 17,2х12,2. ГРМ
Натурщик в белой драпировке. Этюд для иконы Святой Кирилл Александрийский. 1885. Картон, акварель, лак. 24х19,6. ГРМ
Священник в лиловой рясе. 1885. Бумага, акварель. 10х6,8. ГРМ
кучeрявый
Портрет мужчины в старинном костюме. 1886. Бумага, акварель, белила, карандаш, лак. 27,8х27. Киевский музей русского искусства.
Белая азалия с листьями. 1886-1887. Бумага, черный карандаш. 24х16. Киевский музей русского искусства
42-Й
Рисунки и наброски.
Дворик зимой. 1903-1904гг
Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет». Сохранить
Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905г. Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891гг Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905г. Голова пророка. 1904-1905г. Тамара и Демон. 1890-1891гг
42-Й
Рисунки и наброски.
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904гг Портрет доктора Ф. А. Усольцева. 1904г Автопортрет. 1905г. Автопортрет. 1904г. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878г. Роза в стакане. 1904г.