Мастера разговорного жанра, ораторы, докладчики, дикторы - все они должны искусно владеть языком, грамотной, красивой и внятной речью. Вроде как, ерунда это всё. Большая часть населения может красиво излагать не только свои, но и тем более, чужие мысли. Тем не менее, людей, публично выступающих в этих направлениях не так уж и много. Можно ли считать риторику искусством- искусством слова?
Да и вообще хотелось бы поговорить здесь об устной речи.
Звёнка
Да, способность чётко, грамотно и красиво излагать свои (или чужие) мысли я считаю искусством, и в этом деле не обойтись без таланта. Часто бывает так: человек очень грамотен, специалист своего дела, но когда он говорит - его не слушают. Его речь, почему-то, неинтересна. Либо скучна, либо ещё что-то, но этого человека слушать не хотят. А другой оратор иногда допускает ошибки, он не очень громкоголосый, но захватывает аудиторию слушателей так, что все сидят, раскрыв рты. Его речь похожа на какое-то замысловатое плетение или вязание... Он как будто не говорит, а гладит нас. Иногда - по шёрстке, иногда - против. Но он интересен. У него - талант.
Это сообщение отредактировал Звёнка - 23-03-2013 - 13:39
dogfred
Тема обширная, хотя вопроса нет. Конечно, уметь излагать свои мысли так, чтобы собеседникам или слушателям было интересно - это дар, сродни искусству. Этот не доклад, прочитанный по бумажке, когда аудитория дремлет в ожидании его завершения, чтобы похлопать и выразить безусловное согласие с докладчиком. Правда, гладкая речь без стилистических ошибок - это еще не все. Наш премьер тоже умеет говорить, и неплохо. Слов-паразитов не употребляет, матом вслух не ругается. Но от речи политика ждем другого - соотношения слов и дела.. Увы. О разговорном жанре на эстраде говорить не интересно. Юмор сегодняшней эстрады туповат, шутки на уровне "мимо тещиного дома я без шуток не хожу..." Собственно, многие ли из нас и наших знакомых могут грамотно и доходчиво излагать свои соображения? Грешим вульгарностью, оскорблениями собеседника, малограмотной речью. Хотя талантливых в отношении литературы людей и здесь, на форуме СН, много, что подтверждают многочисленные конкурсы.
Это сообщение отредактировал dogfred - 23-03-2013 - 13:53
Avalzer-ka
Не стану цитировать речь предыдущих ораторов)
Расскажу вкратце об себе и о своих ... нее, не ораторских способностях,не о дикции - о том как провожу утреннюю планёрку (пятиминутная летучка которая может продлится до полу-чАса) Некое заведение которым я руковожу, работает с восьми утра (я в пять просыпаюсь и в 7:10 я на работе). В Не зависимо от погодных условий, в не зависимо от "мне чЁйта плохо с утра", в не зависимо от бла-бла и т.т. В эти краткие писят минут до восьми - просматриваю дела на день, планирую (я давным-давно проснувшийся) курю,пью кофе, и наблюдаю в окно как мои мальчики и девочки крадучись вползают на работу))) В восемь нуль-нуль выхожу в цех и *не нормативная лексика* ... все сюда! (сонное царство начинает просыпаться после этих слов) Иногда приходится самолично ходить в "женскую раздевалку", и там наводить шухер среди тех кто чЁт со мной не хочУт с утра пообщаться. Самые ранние работники отделываются лёгким испугом, внятно кивают и разбегаются по своим рабочим местам. Опоздавшие на мою утреннюю планёрку,лепечущие что-то о своих прабликах - "заряжаются энтузазизмом" на целый день! бо умею разговаривать на русском, немного на французском и на матерно-русском в совершенстве) Пардон, если это не искусство)
Ж@нн@
Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового.
alternatiwa
Почитала вас, господа... Очень занятная тема, ведь действительно умение излагать свои мысли так чтобы тебя не только понимали, но и с удовольствием слушали - это настоящее искусство. Вот я например сразу устаю слушать людей, которые говоря злоупотребляют сложными оборотами речи и сыплют терминами и словами иностранного происхождения.
Ж@нн@
(alternatiwa @ 23.03.2013 - время: 17:46) Почитала вас, господа... Очень занятная тема, ведь действительно умение излагать свои мысли так чтобы тебя не только понимали, но и с удовольствием слушали - это настоящее искусство. Вот я например сразу устаю слушать людей, которые говоря злоупотребляют сложными оборотами речи и сыплют терминами и словами иностранного происхождения. Например врачи) А вообще, мне кажется, подобное свойственно людям заносчивым и высокомерным.
alternatiwa
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 19:45) Например врачи) А вообще, мне кажется, подобное свойственно людям заносчивым и высокомерным. ))) как вариант))) Я склонна считать, что это люди, которым не чего сказать по существу. Когда тебе есть что сказать, не заморачиваешься над терминами и высокопарностью.
timerk
даже красиво и к месту материться считаю искусством:-)
biker34
Кстати друзья, в Белгороде можно попась на тренинг по лингвистике это очень сильная вешь! А так же возможно пройти голосовой тренинг Леры Кряневой, ведущего специалиста в России в области голоса. Я с одовольствием пойду, только надо собрать группу, человек 20. Стоит это не дорого, а ко всему прочему тренинг "Лингвистика" самоокупаемый.
Ж@нн@
(biker34 @ 23.03.2013 - время: 23:42) Кстати друзья, в Белгороде можно попась на тренинг по лингвистике это очень сильная вешь! А так же возможно пройти голосовой тренинг Леры Кряневой, ведущего специалиста в России в области голоса. Я с одовольствием пойду, только надо собрать группу, человек 20. Стоит это не дорого, а ко всему прочему тренинг "Лингвистика" самоокупаемый. На меня можете рассчитывать. Спасибо за информацию. Хотя, 7 лет изучения сценической речи, 14 лет её преподавания и лет 25 на сцене, по~моему, научили меня всему, чему можно) Всё равно надеюсь что~нибудь новое почерпнуть. Жду предложения в личку.
alternatiwa
(timerk @ 23.03.2013 - время: 22:47) даже красиво и к месту материться считаю искусством:-) Между прочим, у многих мастеров слова, таких как Пушкин, есть целые сборники матершинных стихов. Талантливый человек - талантлив во всем. Даже ругаться матом можно со вкусом.
timerk
(alternatiwa @ 24.03.2013 - время: 14:05) Между прочим, у многих мастеров слова, таких как Пушкин, есть целые сборники матершинных стихов. Талантливый человек - талантлив во всем. Даже ругаться матом можно со вкусом. так я о том же:-) тыкать слова паразиты через слово верх безвкусия. Можно не иметь верхнего образования и быть интересным окружающим и соответственно обладать двумя вышками и быть скучным собеседником.
alternatiwa
(timerk @ 24.03.2013 - время: 15:44) так я о том же:-) тыкать слова паразиты через слово верх безвкусия. Можно не иметь верхнего образования и быть интересным окружающим и соответственно обладать двумя вышками и быть скучным собеседником. Оно конечно так, наличие образования не гарантирует умение изъясняться, даже наоборот. Часто люди с множеством ученых степеней не могут связать и двух слов, или же наоборот, изъясняются настолько витиевато, что в процессе и сами теряют нить разговора, не говоря уже особеседниках. Но с человеком малограматным и ограниченным, тем более поговорить не получится, ну разве что анкдот или про выпивку. Это, безусловно, тоже нужно, но иногда тянет поговорить о смысле бытия)))
Выходит, что искусство речи действительно мастерство подвластное далеко не всем.
alternatiwa
На одном из сайтов нашла статью в тему. Вот что говорит об этом оди из настоящих мастеров разговорного жанра Радислав Гандапас
скрытый текст
— Многие ли могут стать хорошими ораторами?
— Да, главное, чтобы человек научился получать удовольствие от выступления перед публикой.
Но такое умение достигается лишь практикой — никакая книга не научит выступать публично.
Это похоже на обучение ребенка плаванию — бесполезно объяснять, как двигать руками-ногами. Нужно поддержать его в воде, а потом он сам поплывет.
— Почему «выход на сцену» у многих вызывает волнение и страх?
— В ходе какого-то исследования у американцев спрашивали, чего они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение, а на втором (с очень небольшим отставанием) — страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: «Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну».
— Как же побороть волнение?
— Волнение — это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, лишний адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений — помахать руками. Поприседать, сделать 20 глубоких вдохов и выдохов (только не перед самим выходом, а то собьется дыхание). Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами — и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, волнение снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче.
— Каков, по Вашему мнению, главный секрет успешного публичного выступления?
— Прежде всего, нужно четко поставить цель — чего вы хотите добиться от слушателей. То есть что они должны сделать после вашего выступления — пойти записаться в вашу партию, купить ваши товары и т.п.
— Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно?
— Готовиться письменно бесполезно. Ведь письменная речь и публичное выступление — принципиально разные способы коммуникации. Даже если выучить текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я, например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура выступления.
— А если сначала набросать короткий план?
— Это лучше делать уже после того, как вы придумали речь. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит?
— Чем можно произвести впечатление на людей?
— Самое главное — это то, что люди видят (60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (30%). И только на 10% — что именно мы говорим. То есть общий смысл выступления оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить. Скажите по-разному одну и ту же фразу, даже «я тебя люблю», и вы увидите, что ее воздействие — разное.
— И как же понравиться аудитории?
— Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно, поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю «свой-чужой». В войсках ПВО есть прибор, посылающий сигнал самолету. И если тот отвечает «я свой», его не трогают, а чужака сбивают. Похожий «прибор» есть у каждого из нас голове. «Свой» — это человек, который на меня похож.
— То есть нужно, например, одеваться так же, как слушатели?
— До известных пределов. Если премьер придет на встречу со студентами в драных джинсах, все решат, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично, чем обычно.
— А темп речи, голос, разные словечки — они тоже имеют значение?
— Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, высока вероятность, что вас воспримут как «своего». Использование сленга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас воспримут благосклонно.
— Как выстраивать свое выступление?
— Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление; основная часть, заканчивающаяся кульминацией; заключение. Мы все делаем по этой композиции, болеем, например. Почему же публичное выступление должно развиваться как-то иначе?
— То есть не стоит выкладывать главную мысль с самого начала?
— Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать нужный эмоциональный фон. Некоторые ораторы сдают соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу, поэтому сначала лучше сделать комплимент. Скажем, такой: «Для меня большая честь выступать перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т.д.
— Как еще можно начать выступление?
— Есть прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей возникают какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли». Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня на эту встречу, я увидел на остановке плачущую девочку и подумал, что прав был Достоевский — счастье человечества не стоит слезинки этого ребенка». Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Годится и анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась — и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.
— О чем нужно говорить в основной части?
— Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%; а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что нужно ограждать публику от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного. Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом. О проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — сначала вы довели аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход, и овации обеспечены.
— Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?
— Один мой ученик поздравлял сотрудниц своей компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался примерно так: «Благодаря вам наша компания…». И далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не бог весть какая. Он встал с бокалом вина, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…». Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом. Запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно же, достойны! Конечно, за них! А за кого же, как не за милых дам?!». И у всех отлегло от сердца — овации, вопли… А ведь человек произнес банальнейший тост. Просто сначала оттянул «маятник» в минус. И сразу стал заметной фигурой.
—Что делать, если посреди выступления запнешься или забудешь, о чем нужно говорить?
— Говорите то, что помните. Никто в зале не сверяет вашу речь с текстом. А вот если замолчите, это обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое изложить другими словами. Публика этого не просечет и подумает, что повторенье мать ученья. Еще один способ поймать нить выступления называется «порожняк». Возвращаетесь к последней фразе, на которой запнулись, и начинаете развивать эту тему. Такой прием помогает выбраться из любой безвыходной ситуации.
— А как быть с кульминацией?
— В принципе, публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть. Это то предложение, которое вы делаете аудитории: «Голосуйте за нашу партию!», «Покупайте наши товары!», «Приходите в наш супермаркет!» и т.п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, формулировка может быть не такой прямолинейной, а облеченной в более мягкую форму.
— На какой ноте стоит завершить выступление?
— Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона — например, для последующих встреч с аудиторией. Вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория. Он так фантазирует. Но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга».
— Есть ли специальные способы привлечения внимания аудитории?
— Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Постепенно устанавливается тишина. Нужно выждать еще несколько секунд — и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том слове, где вы это почувствовали, сделайте паузу и дождитесь тишины. А потом продолжайте с того места, где остановились.
— Нужны крепкие нервы, чтобы держать такие паузы.
— Когда я впервые решился использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу надо держать долго, но во второй и в третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания.
— Что делать оратору, если у него слабый голос?
— Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается при помощи упражнений. На них уходит 10–15 минут в день, но за три месяца можно достичь серьезного прогресса.
— Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту?
— Думаю, это миф. Когда я открываю очередное пособие по публичным выступлениям и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: «Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие». Разве можно от этого стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью?..
— Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов — «типа», «как бы» и другие. Можно как-то с ними справиться?
— Можно, причем за три дня. Если вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой заключите договор: как только поймали себя на использовании этого «паразита», тут же должны мяукнуть или сказать вслух неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь (в ресторане, в трамвае) или что делаете (разговариваете по телефону). Пару раз мяукните в общественном транспорте — и быстро отучитесь.
— А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Иногда рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему.
— Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю ее «ритуальное сожжение». Да, такая фиксация взгляда отчасти снижает волнение оратора, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальным слушателям? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию.
— Так как же сохранить контакт со всем залом?
— Некоторые взглядом как бы проводят по залу широкую дугу, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. У обычного человека сектор обзора — от 35° до 40°, у опытных операторов — от 40° до 45°. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то, например, замечал, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов: не имея зрительного контакта с оратором, журналисты начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т.д. Но это очень просто исправить. У радара тоже маленький сектор обзора, однако на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор — он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним обращается.
— Кстати, о жестикуляции. Она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать на трибуне?
— Жестикуляция важна — движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в маленьком диапазоне, но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, то есть практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума — все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны — любые неестественные жесты могут превратить человека в Буратино.(с)
Это сообщение отредактировал alternatiwa - 24-03-2013 - 21:54
dogfred
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29) Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового. Вот так говорили о риторике специалисты: "Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах. "
Я думаю, что риторика - это искусство прежде всего. Художник передает свое видение мира карандашом или красками, балерина - танцем, архитектор - рисунком в панораме. почему же нельзя считать искусством передачу мысли, впечатления словами? Причем, так передать, чтобы собеседники поняли, уяснили мысль и выразили словами свое отношение к услышанному. Сможет ли донести до собеседника слова человек неграмотный, с невнятной речью, не умеющий построить предложения так, чтобы родилась Мысль?
JAZZ-LADY
(alternatiwa @ 24.03.2013 - время: 20:31) На одном из сайтов нашла статью в тему. Вот что говорит об этом оди из настоящих мастеров разговорного жанра Радислав Гандапас
скрытый текст
— Многие ли могут стать хорошими ораторами?
— Да, главное, чтобы человек научился получать удовольствие от выступления перед публикой.
Но такое умение достигается лишь практикой — никакая книга не научит выступать публично.
Это похоже на обучение ребенка плаванию — бесполезно объяснять, как двигать руками-ногами. Нужно поддержать его в воде, а потом он сам поплывет.
— Почему «выход на сцену» у многих вызывает волнение и страх?
— В ходе какого-то исследования у американцев спрашивали, чего они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение, а на втором (с очень небольшим отставанием) — страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: «Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну».
— Как же побороть волнение?
— Волнение — это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, лишний адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений — помахать руками. Поприседать, сделать 20 глубоких вдохов и выдохов (только не перед самим выходом, а то собьется дыхание). Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами — и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, волнение снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче.
— Каков, по Вашему мнению, главный секрет успешного публичного выступления?
— Прежде всего, нужно четко поставить цель — чего вы хотите добиться от слушателей. То есть что они должны сделать после вашего выступления — пойти записаться в вашу партию, купить ваши товары и т.п.
— Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно?
— Готовиться письменно бесполезно. Ведь письменная речь и публичное выступление — принципиально разные способы коммуникации. Даже если выучить текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я, например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура выступления.
— А если сначала набросать короткий план?
— Это лучше делать уже после того, как вы придумали речь. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит?
— Чем можно произвести впечатление на людей?
— Самое главное — это то, что люди видят (60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (30%). И только на 10% — что именно мы говорим. То есть общий смысл выступления оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить. Скажите по-разному одну и ту же фразу, даже «я тебя люблю», и вы увидите, что ее воздействие — разное.
— И как же понравиться аудитории?
— Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно, поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю «свой-чужой». В войсках ПВО есть прибор, посылающий сигнал самолету. И если тот отвечает «я свой», его не трогают, а чужака сбивают. Похожий «прибор» есть у каждого из нас голове. «Свой» — это человек, который на меня похож.
— То есть нужно, например, одеваться так же, как слушатели?
— До известных пределов. Если премьер придет на встречу со студентами в драных джинсах, все решат, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично, чем обычно.
— А темп речи, голос, разные словечки — они тоже имеют значение?
— Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, высока вероятность, что вас воспримут как «своего». Использование сленга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас воспримут благосклонно.
— Как выстраивать свое выступление?
— Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление; основная часть, заканчивающаяся кульминацией; заключение. Мы все делаем по этой композиции, болеем, например. Почему же публичное выступление должно развиваться как-то иначе?
— То есть не стоит выкладывать главную мысль с самого начала?
— Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать нужный эмоциональный фон. Некоторые ораторы сдают соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу, поэтому сначала лучше сделать комплимент. Скажем, такой: «Для меня большая честь выступать перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т.д.
— Как еще можно начать выступление?
— Есть прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей возникают какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли». Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня на эту встречу, я увидел на остановке плачущую девочку и подумал, что прав был Достоевский — счастье человечества не стоит слезинки этого ребенка». Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Годится и анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась — и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.
— О чем нужно говорить в основной части?
— Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%; а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что нужно ограждать публику от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного. Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом. О проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — сначала вы довели аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход, и овации обеспечены.
— Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?
— Один мой ученик поздравлял сотрудниц своей компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался примерно так: «Благодаря вам наша компания…». И далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не бог весть какая. Он встал с бокалом вина, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…». Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом. Запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно же, достойны! Конечно, за них! А за кого же, как не за милых дам?!». И у всех отлегло от сердца — овации, вопли… А ведь человек произнес банальнейший тост. Просто сначала оттянул «маятник» в минус. И сразу стал заметной фигурой.
—Что делать, если посреди выступления запнешься или забудешь, о чем нужно говорить?
— Говорите то, что помните. Никто в зале не сверяет вашу речь с текстом. А вот если замолчите, это обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое изложить другими словами. Публика этого не просечет и подумает, что повторенье мать ученья. Еще один способ поймать нить выступления называется «порожняк». Возвращаетесь к последней фразе, на которой запнулись, и начинаете развивать эту тему. Такой прием помогает выбраться из любой безвыходной ситуации.
— А как быть с кульминацией?
— В принципе, публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть. Это то предложение, которое вы делаете аудитории: «Голосуйте за нашу партию!», «Покупайте наши товары!», «Приходите в наш супермаркет!» и т.п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, формулировка может быть не такой прямолинейной, а облеченной в более мягкую форму.
— На какой ноте стоит завершить выступление?
— Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона — например, для последующих встреч с аудиторией. Вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория. Он так фантазирует. Но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга».
— Есть ли специальные способы привлечения внимания аудитории?
— Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Постепенно устанавливается тишина. Нужно выждать еще несколько секунд — и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том слове, где вы это почувствовали, сделайте паузу и дождитесь тишины. А потом продолжайте с того места, где остановились.
— Нужны крепкие нервы, чтобы держать такие паузы.
— Когда я впервые решился использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу надо держать долго, но во второй и в третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания.
— Что делать оратору, если у него слабый голос?
— Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается при помощи упражнений. На них уходит 10–15 минут в день, но за три месяца можно достичь серьезного прогресса.
— Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту?
— Думаю, это миф. Когда я открываю очередное пособие по публичным выступлениям и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: «Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие». Разве можно от этого стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью?..
— Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов — «типа», «как бы» и другие. Можно как-то с ними справиться?
— Можно, причем за три дня. Если вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой заключите договор: как только поймали себя на использовании этого «паразита», тут же должны мяукнуть или сказать вслух неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь (в ресторане, в трамвае) или что делаете (разговариваете по телефону). Пару раз мяукните в общественном транспорте — и быстро отучитесь.
— А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Иногда рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему.
— Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю ее «ритуальное сожжение». Да, такая фиксация взгляда отчасти снижает волнение оратора, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальным слушателям? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию.
— Так как же сохранить контакт со всем залом?
— Некоторые взглядом как бы проводят по залу широкую дугу, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. У обычного человека сектор обзора — от 35° до 40°, у опытных операторов — от 40° до 45°. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то, например, замечал, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов: не имея зрительного контакта с оратором, журналисты начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т.д. Но это очень просто исправить. У радара тоже маленький сектор обзора, однако на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор — он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним обращается.
— Кстати, о жестикуляции. Она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать на трибуне?
— Жестикуляция важна — движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в маленьком диапазоне, но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, то есть практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума — все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны — любые неестественные жесты могут превратить человека в Буратино.(с)
О,мой любимчик!)
Кстати,безумно интересный и обаяшка мужчина,очень рекомендую его сайт-много нужного,дельного,для тех ,кто работает языком и не только. И моё любимое упражнение для хорошей артикуляции:"кутала кукушка кукушонка в капюшон,как в капюшоне он смешон!")
lana-svet
Действительно интересно... Ораторского искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов авторского мастерства (подачи) и психологических техник. А риторика - это наука, изучающая ораторское искусство и свойства ораторского речи. Всё просто! Не так ли?
dogfred
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29) Юра, вопрос был в следующем: можно ли риторику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового. Давай пойдем от терминологии. Что такое риторика?
"Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста (Ведение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. С. 149—160)."
То есть риторика - это теория ораторского искусства. Ремесло, без которого правильно говорить перед аудиторией не научишься. Знание, такое же как , морфология. синтаксис для грамотного письма. В любом деле, в том числе и ораторском, для успеха нужно обладать знаниями и умением, знать хорошо ремесло своего дела.
Является ли умение грамотно и убедительно вещать на аудиторию искусством? Наверное, да!
sashok666
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29) Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового. В древности, в момент своего возникновения(появления) риторику воспринимали только в прямом значении термина, т. е. как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.
PAŁAÐÍN
Красиво и грамотно изложить свои мысли,под силу любому грамотному человеку,но это,никоим образом нельзя принимать за искусство.А вот увлечь словом,зажечь,повести за собой огромные массы людей так,чтобы они поверили и были убеждены в правоте своих действий,готовы ради этого жертвовать собой,вот это-искусство.
sashok666
Сила слова -вещь убийственная. Иногда словом можно обидеть круче, чем по лицу ударить.
Camalleri
Не знаю на счёт риторики, но вот красиво излагать свои мысли в письменной форме(литература) в полной мере считаю искусством.
Рабиновичъ
...Помните у Райкина: "Сила слова-это такая сила что никакого слова вот какая сила это слово"... А вообще слово-это страшная сила порой может убить наповал... Силу печатного слова многие испытали в период всевластия тов. Сталина а затем и кпсс...
2 смена
(Ж@нн@ @ 23.03.2013 - время: 16:29) Юра, вопрос был в следующем: можно ли ритоиику считать искусством? Ведь такого вида искусства нет как такового. Заблуждение. Видом искусства риторика признавалась ещё в древней Греции. Наберите в поисковике "древнегреческий ритор". Риторика - основная дисциплина, и обучали ей годами, наравне с философией - главной наукой. Это чудак Архимед преподавал своим ученикам дополнительные, малозначимые для его современников знания. Тогда же появились первые труды озаглавленные, как "Искусство риторики".
2 смена
Искусство слова. Для меня: речи искушённых ораторов - изящные и лихие гусары! Произведения прозы - полки и роты, а стихотворные - гвардия! Известно, что стихи даже в большей степени воздействуют на подсознание, чем речь талантливого оратора, поскольку строки застревают в памяти, как осколки, и будоражат человека напоминая, заставляя осмысливать. А то, что битва за русский язык идёт, и уже давно, так это мы все осознаём! Вот две ссылки на два произведения, показывающие картинку с этой, бесконечной, баталии: http://www.stihi.ru/2001/08/17-44 http://www.stihi.ru/2013/07/10/6042
Hannusia
Однозначно можно. И нужно.
Буддлея
Риторика - безусловно: искусство. Вообще, очень серьёзно отношусь к слову Писанному, и к слову Произнесённому. В словах - информация и энергетика. Ценю людей Владеющих.
Это сообщение отредактировал Буддлея - 01-12-2015 - 22:56
dogfred
Умение связно, образно, доходчиво говорить -это талант. И не только об артистах разговорного жанра речь. И в обыденной речи совсем не помешала бы способность обходиться без слов-паразитов, иностранных слов, применяемых часто не по смыслу. Когда в школах окончательно поставят крест на сочинениях на уроке литературы, мы столкнемся с поколением, совсем не умеющим построить грамотно и связно свою речь. А ведь этому должна учить школа.
Король Счастье
Ага. Есть ещё ряд книг с названием "Магия слова"... ))
Раймонд
Искусство слова,это важный аспект выступления,общения,преподавания.