Сколько себя помню редко бываю в церквях. В храмах тем более. Но приходя в церковь всегда удивляюсь ощущению собственной ничтожности, находясь в этом помещении.
много странностей в этих зданиях, они бывают большими, бывают маленькими, бывают огромными и величественными, и наоборот. Но ощущение того, что ты маленький и ничтожный присутствует назависимо от размеров.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 25-10-2018 - 15:44
alternatiwa
Самая старая церковь России
Существует множество церквей (храмов), со своими историями, уходящими вглубь веков.
Одной из древнейших, считается Церковь Святого Иоанна Предтечи (город Керчь, Крым). Первые упоминания о ней встречаются в летописях 757 года. Второй из сохранившихся древних церквей - это Собор Святой Софии. Находится он в Великом Новгороде. Заложен в 1045 году Ярославом Мудрым, вместо сгоревшего деревянного храма. По старой примете возводить новые постройки на горелом месте нельзя, может по этой причине его построили севернее. И уже в 1050 году его осветил епископ Лука. Первая роспись храма происходила в 1109 г. Осталась крошечная часть от того великолепия созданного художниками тех времен. В великую Отечественную войну собор пережил значительные повреждения и варварское отношение со стороны фашисткой Германии.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 25-10-2018 - 15:50
42-Й
Храм Покрова на Нерли. 1165 год. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимирско-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Во время весеннего разлива вода подступает к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высится ослепительно сверкающий белизной лёгкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...
Разливам реки противостоит фундамент особой конструкции, уходящий на пять меров вглубь холма. Удивительно, что храм был возведён всего за год. Из летописи следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на булгар и гибелью сына князя Андрея - княжича Изяслава. До нашего времени храм уцелел чудом. В конце 18 века игумен Боголюбского монастыря, к которому относилась церковь Покрова Богородицы, решил разобрать здание церкви - та была убыточна, а монастырю нужен был кирпич для строительства колокольни. К счастью, игумену не хватило денег, чтобы начать работы. К сожалению, не уцелели внутренние росписи храма - при обновлении в 1877 году они были полностью утрачены.(с)
Всего фото в этом сете: 18. Нажмите для просмотра.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 11-09-2013 - 16:55
42-Й
Это удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне. "Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей, уподобляя архитектуру одухотворённой и летящей ввысь музыке или песне,-пишет Н.Н.Воронин.- Образ прослаленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он и был задуман его зодчими". Храм был посвящён новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия Киевского митрополита и патриарха Константинопольского и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы над Владимирской землёй. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящён Богоматери в отличие от Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.(с)
Своим архитектурным обликом он схож с армянскими церквами XIII-XIV веков: квадратное в плане здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Позже церковь перестраивалась: со стороны главного входа пристроили довольно вместительное помещение, разделенное столбами на три нефа, перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками. Благодаря этому храм мог принимать большее количество прихожан. Минуя мрачноватую пристройку, верующие попадали в высокий, светлый купольный зал. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вырезанные из камня. Торжественные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.
Время безжалостно к строениям, но еще в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Гермоген видел внутреннее убранство церкви таким: «В церкви замечательные древние, выбитые на стенах изображения: на горнем месте - Спасителя, а по сторонам Его - 12 апостолов, по 6 на каждой, над жертвенником - Иоанна Крестителя с агнцем на руках, на южной стене - святителя Николая Чудотворца с книгою в руке, под куполом - лик Господа, близ входа в храм на северной стороне - святого великомученика Георгия на коне. Храм небольшой, но очень прочен...». Храм был расписан удивительно красивыми фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. В 1927 году средневековые храмы Феодосии осматривала реставрационная комиссия, в состав которой входил русский художник и искусствовед И. Э. Грабарь. Он предположил, что некоторые фрески храма Иоанна Предтечи принадлежат кисти знаменитого византийского живописца Феофана Грека (1340-1405), выдающегося мастера фрески, иконописи, миниатюры. В 70-е годы XIV века он работал в России. Сохранились выполненные им иконы в Благовещенском соборе в Москве и фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде.
С храмом Иоанна Предтечи связано еще одно историческое событие, еще одно имя. Осенью 1474 года в Кафу прибыл русский путешественник Афанасий Никитин, возвращавшийся на родину в Тверь из далекой Индии. В «Хождении за три моря» он писал: «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста (Богтворец!). Милостию Божией прошел я три моря». В то время причал и главные ворота города находились у генуэзской крепости. Тому, что произошло после, нет документальных подтверждений, но предание утверждает, что Афанасий Никитин увидел церковь Иоанна Предтечи и услышал пение молитв. Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, то он с радостью молился в храме, благодаря Бога о своем благополучном возвращении.
В 1475 году Кафу захватили турки. Мусульманская религия стала основной, хотя в многонациональном городе действовали храмы разных религиозных конфессий. Но, очевидно, с течением времени церковь Иоанна Предтечи пришла в запустение, изменилось и ее название, теперь она стала Карантинной. В 1887 году епископ Таврический и Симферопольский Гермоген писал: «Карантинная церковь, из дикого камня, в честь иконы Иверской Божьей Матери - в юго-восточной части Феодосии, в Карантинной слободке, населенной большею частью отставными нижними военными чинами и рабочими. Время постройки церкви неизвестно, но, несомненно, она существует со времени владычества генуэзцев в Феодосии. Священник Карантинной стражи Николай Трегубов с помощью благотворителей возобновил ее в 1858 году и освятил 31 августа. В 1875 году Рукавишников окрасил ее и пожертвовал три иконы в киотах за стеклом». Храм был освящен в память Иверской иконы Божией Матери.
В этом храме в 1906 году венчались Константин Федорович Богаевский и Жозефина Дуранте. К. ф. Богаевский (1872-1943), известный русский художник-«киммериец», родился в Феодосии и жил в Карантине, здесь же находилась его мастерская. Храм иконы Иверской Божией Матери был его любимым.
В грозные революционные годы рядом с храмом были расстреляны около 7000 белых солдат и офицеров.
В 30-е годы XX века храм был закрыт и фактически заброшен. Несмотря на то, что в советское время на Карантине создали историко-архитектурный заповедник, который охранялся законом, храм начал разрушаться и едва не погиб. Из-за споров между проектным институтом и органами архитектуры реставрационные работы не велись семь лет. Тем временем вода через дыры в прохудившейся крыше залила стены и повредила древние фрески, пол был покрыт грудами мусора и мокрого грунта. Слава Богу, что нашлись неравнодушные люди - архитекторы, искусствоведы, музейные работники, которые смогли убедить власти в необходимости срочно спасти храм. Реставрационные работы консультировал архитектор и скульптор Валерий Замеховский. Были проведены дренажные работы, уровень земли понизили на 60-70 сантиметров, церковный двор вымостили камнем. Помогали и будущие прихожане храма, они выносили из церкви мусор, украшали двор цветниками. Реставрация храма закончилась в 1996 году, и он был возвращен верующим.
На третий день Пасхи Православная Церковь вспоминает чудотворную икону Иверской Божией Матери. В 829 году в Византии начал свое правление император-иконоборец Феофил. По всей стране прокатилась новая волна гонений на иконы. Близ Никеижила бедная вдова-христианка. Боясь, что ее образ Божьей Матери попадет в руки к иконоборцам, она опустила икону в море. И тут случилось чудо: поддерживаемый неведомой силой, образ стал и понесся по волнам. 31 марта 999 года эта икона явилась на Афоне, близ Иверской обители. Иверский подвижник преподобный Гавриил «немокренными стопами, яко посуху» вышел по волнам и удостоился принять святыню. Икону поставили в алтаре, но она вновь и вновь оказывалась над вратами обители, поэтому второе название иконы - «Вратарница». Иверская икона Божией Матери просияла и в Крыму. Осенью 1648 года через Одессу и Тавриду с Афона везли список иконы в Москву.
вот фотографии оторые были сделаны мной, еще тогда не осведомленной о всей значимости этого маленького и старинного сооружения. Ксожалению гид, проводивший экскурсию, видимо мало интересовался религией, и даже не удосужился хоть вкратце рассказать об посещаемом объекте. И только по приезде домой, получив доступ к всемирной сети, я смогла узнать подробнее о посещенной мною святыне.
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.
alternatiwa
Церковь св. Сергия И снова Феодосия...
скрытый текст
За Матросским садом, недалеко от ворот военного порта, находится небольшой сквер. Здесь, за широкими лапами тенистых кедров, скрывается один из древнейших сохранившихся армянских христианских храмов на крымской земле – церковь св. Сергия, или, по-армянски, Сурб Саркис.
Архитектура построенной в 1330 г. церкви отличается одновременно простотой и красотой. Наружные и внутренние стены щедро украшены вмурованными плитами с рельефными крестами, украшенными орнаментом – хачкарами.
«Хачкар» с армянского языка переводится как «крест-камень». Армянский обычай создавать резное изображение креста со сложным орнаментом в качестве молитвы за человека возник ещё в 9 веке. Хачкары могли ставиться отдельно, группами или вмуровываться в стену, причём резчикам по камню не позволялось создавать два одинаковых хачкара. Каждый такой камень, посвятительная надпись на фасаде или внутри храма повествует о чьей-то судьбе. Разнообразные хачкары составляют самую характерную черту внешнего и внутреннего убранства храма св. Сергия. Самые большие плиты с хачкарами были заложены в кладку фасада церкви в качестве молитвы за благоденствие тех, на чьи средства строился храм Саркиса. По существовавшему обычаю хачкары, обнаруженные среди развалин старых строений, вмуровывались в стены действующих на тот момент церквей. Поэтому самый древний хачкар в память мальчика Манука, утонувшего в море в 1047 г., старше самой церкви на 300 лет. Церковь принадлежала армяно-григорианской общине города, здесь был крещён И.К.Айвазовский (по происхождению армянин). Дом родителей художника находился недалеко от церкви. Здесь же Айвазовский венчался со своей второй женой – Анной Никитичной. Для любимой церкви художник написал ряд икон: «Хождение по водам» (1897 г.), «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря». Эти произведения сохранились и сейчас находятся в постоянной экспозиции Национальной картинной галереи имени И. К.Айвазовского.
Почему-то всоминая экскурсию я не удивляюсь, что и этому замечательному строению наш эскурсовод не уделил должного внимания. Но зато есть интернет, и мы всегда можем узнать больше)))
Всего фото в этом сете: 7. Нажмите для просмотра.
довольно живописное место должна вам сказать. Особенно греет душу, что там растет кедр, который, предположительно, был посажен самим Айвазовским. Здесь же и могила самого художника, а также его второй жены и музы. Особенную ауру придает и само место расположения храма. Он находится в нескольих метрах от сквера, который был когда-то самым крупным в средние века невольичьим рынком. Земля там буквально пропитана болью и кровью, и ходя там, ты буквально ходишь по несколькометровому слою человеческих костей.
Это сообщение отредактировал alternatiwa - 20-09-2013 - 17:44
42-Й
КИЖИ
На Марьяниной горе (так называется невысокий холм в центре острова) в незапамятные времена была построена одна из ранних в этих краях православних церковей. Как правило, они возникали на месте языческих капищ. Но потом церковь обветшала, службу в ней не правили уже почти сто лет, а вскоре она сгорела от удара молнии. Марьянина гора опустела, а новую церковь — Преображенскую — подняли на другом месте, ближе к южной оконечности острова. Она была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны. Это было то знаменательное время, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики, становилась могущественной морской державой. Для Карелии, Поморья и Заонежья Северная война имела особое значение. Граница со Швецией — этот вековечный источник опасности для крестьян порубежных погостов — вновь отодвигалась на запад. Народ вздохнул свободнее, перед ним снова открылась возможность вернуться к мирному труду и созидательной деятельности. Вот в этой атмосфере общенационального патриотического подъема и возник образ Преображенской церкви — величественный гимн русскому народу в честь его исторических побед.(с)
42-Й
Не случайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I. «Петр I, — рассказывается в нем, — путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертал план». Преображенская церковь поднимается на 37 метров — это высота 11-этажного дома. Она вся срублена из дерева — от основания до вершины, до кончика деревянного креста на верхнем куполе. Принято говорить, что и «без единого гвоздя»! Только чешуйчатая одежда куполов — лемех — прибита коваными гвоздями, по одному гвоздику на каждый лемех. Коваными — значит, четырехгранными в сечении. Это для того, чтобы чешуйки стояли точно и крепко, не ворочались. Все прочие части церкви выполнены без гвоздей — потому что в них не было надобности, такова была традиция русского плотничьего мастерства. Точность и долговечная устойчивость достигались более надежными средствами.(с)
42-Й
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
В силу этой самой традиции Преображенская церковь сооружена с помощью только топора и долота, без малейшего вмешательства пилы, хотя пила давно уже была в ходу. Русский плотничий топор — удивительный инструмент! Топор в руках северного плотника — поистине универсальное орудие. Конечно, удобнее было бы перерезать бревна пилой, но сила привычки, власть древних традиций были слишком велики, и бревна перерубали топором, да так, что не оставалось ни малейшей зазубрины. При этом капилляры дерева сжимались, и оно меньше впитывало влаги. И этими же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров. Диву даешься, глядя на припазовку бревен. Срубы ведь обычно конопатили (и конопатят до сих пор!) — кто паклей, кто мхом. Здесь это было просто невозможно — так плотно, так точно прилегают одно к другому бревна венцов.(с)
42-Й
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» — словно кокошники русских красавиц. А на гребнях — стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском, в сумрачный день они кажутся тускло-серебряными, в погожий — голубеют. Иногда они ярко белеют, будто полированный алюминий, порой тусклые и свинцовые, или замшелые и зеленые, или бурые, как земля... Но поразительней всего они меняются, когда солнце садится за дальние острова: тогда купола медленно разгораются под холодно зеленеющим небом, наливаются жаром и долго не остывают. Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше, выше, и вот уже в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную пирамиду. О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».(с)
42-Й
Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» — словно кокошники русских красавиц. А на гребнях — стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском, в сумрачный день они кажутся тускло-серебряными, в погожий — голубеют. Иногда они ярко белеют, будто полированный алюминий, порой тусклые и свинцовые, или замшелые и зеленые, или бурые, как земля... Но поразительней всего они меняются, когда солнце садится за дальние острова: тогда купола медленно разгораются под холодно зеленеющим небом, наливаются жаром и долго не остывают. Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше, выше, и вот уже в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную пирамиду. О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».(с)
42-Й
Да, такой больше нет и не будет! Купола, купола... Они поначалу буквально ошеломляют. Порой, особенно при восходе солнца или на его заходе, кажется, что церковь — не создание рук человеческих, а чудо самой природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом суровом северном краю. В ней есть что-то от сказочных терем-теремков, и в то же время от нее веет богатырской, былинной эпичностью, немудрящей простотой крестьянских построек. Но самое удивительное и чудное — другое. Чем больше и внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, тем сильнее поражают не фантастические каскады куполов, а безупречная архитектурная композиция, единственное в своем роде соединение артистической импровизации и строгой классичности всех пропорций и деталей. Все очень просто, ведь недаром в народе говорят: «Где просто — тут ангелов со сто, а где мудрено — тут нет ни одного». Неразделенность красоты и пользы — важнейшая черта настоящей архитектуры, й в Преображенской церкви оба эти начала крепко соединены.(с)
42-Й
Да, такой больше нет и не будет! Купола, купола... Они поначалу буквально ошеломляют. Порой, особенно при восходе солнца или на его заходе, кажется, что церковь — не создание рук человеческих, а чудо самой природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом суровом северном краю. В ней есть что-то от сказочных терем-теремков, и в то же время от нее веет богатырской, былинной эпичностью, немудрящей простотой крестьянских построек. Но самое удивительное и чудное — другое.
Это сообщение отредактировал 42-Й - 25-10-2018 - 16:53
42-Й
Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году.(с)
42-Й
Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской.
42-Й
Созданная в годы, когда Киевская Русь находилась в зените своей славы, София Новгородская по своему облику очень близка к любимому детищу Ярослава Мудрого — Софии Киевской. Новгородская София построена под явным воздействием одноименного киевского храма, но ее величавая лаконичность, стройный массив, монолитность тесно поставленного пятиглавия — это уже свое, новгородское. «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень отесанного, но себе на уме, — пишет академик Н.Э. Грабарь. — В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое с его точки зрения "ни к чему", могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». (с)
42-Й
Пятиглавая София Новгородская выглядит проще, но не менее внушительно, чем София Киевская. Властная сила древнерусской архитектуры покоряет неравнодушного зрителя. Былинной, эпической стариной веет от облика собора. Впрочем, выглядящий сейчас сурово храм первоначально был приветливее, радостнее, легче. (с)
42-Й
Сложенный из глыб дикого камня — плитняка и ракушечника, скрепленных Цементным раствором с примесью мелкотолченого кирпича, до середины XII века собор не был оштукатурен и возвышался в кольце крепостных стен с суровой простотой и монументальностью. В его кладке очень много необработанного камня — такой способ кладки, неизвестный на юге Руси, широко распространен в Скандинавии и у западных славян. Стены Софийского собора достигают в толщину 1,23 м. Высота храма составляет около 40 м. (с)
42-Й
Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие иконописцы. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками.
Среди реликвий Софийского собора — всемирно известные Сигтунские (Корсунские) врата, редчайший образец западноевропейского художественного литья XII века. Эти врата попали в Новгород в качестве военного трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны и были принесены в дар Святой Софии. Но изготовлены они были не в Швеции, а в Германии, в городе Магдебурге, о чем говорит, в частности, изображение на вратах магдебургского епископа Вихмана. (с)
42-Й
Храм "Знамение Божьей Матери". станица Зотовская, Волгоградская область.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
(фото 42-Й, 2015год)
С небольшого возвышения вы увидите широкое чистое поле, а за ним – густой безбрежный лес. Дальше к горизонту поблёскивает Хопёр. На холме, будто свеча, устремлённая к необъятному небу, высится белокаменная церковь.
Вы перенеслись почти на четыре века назад. Словно на крыльях, пролетаете над полем, углубляетесь в лес. Настоящий, без малейших примесей цивилизации.
Не спешите. Остановитесь, вдохните побольше и погуще волшебства. Этот воздух, напоенный прелыми запахами веков, насыщенный трелями птиц, звенящий мириадами отголосков чего-то неведомого вам доныне, способен оглушить, очаровать, заманить и взять в полон без остатка.
Здесь вольно не пройдёшь, тропинок нет и в помине. Заросли цепляют за одежду. Чтобы пробиться, нужен не просто топор, а какой-нибудь боевой бердыш. Чудится, будто из-за могучих стволов то тут, то там выглядывают косматые головы леших, и ждёшь, что на редких полянках вот-вот покажется домик на курьих ножках.
Фёдор совсем молодым умрёт в этом же году. У престола разгорятся страсти, кому брать в руки державу и скипетр. Победит Софья Алексеевна и на семь лет станет правительницей России с титулом «Великая государыня Царевна и Великая Княжна».
Главный 40-пудовый колокол на звонницу церкви подарит сам донской атаман Матвей Платов. За доблесть казаков станицы Зотовской.
К концу 19 века станица войдёт в полную силу. В ней будет проживать до 10 тысяч человек. Дважды в год станут разворачиваться крупные ярмарки, привлекающие тьмы окрестного люда.
В станице в 1682 году уже стояла деревянная Михаило-Архангельская церковь. С 1791 года упоминается каменная Знаменская церковь
В центре, вокруг площади, жила станичная знать; от центра вниз по течению Хопра — «штиблетники-интеллигенты» (учителя, врачи), а вверх по течению — «хлеборобы—казаки».
По состоянию на 1918 год являлась станицей (административным центром) Зотовского юрта Хопёрского округа Области Войска Донского.
Храм «Знамение Божьей Матери»построен в 1732 году, а спустя два года был освящен. Включал в себя колокольню, два придела и деревянную караулку. В конце 19 века в станице было открыто приходское училище при Знаменской церкви, где казаков обучали грамоте. Храм является памятником архитектуры регионального значения. К 2018 году почти восстановлен, остается в разрухе лишь колокольня. Но и её скоро возвратят к жизни.