Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


Художники о войне.

Текстовая версия форума: Искусство



Полная версия топика:
Художники о войне. -> Искусство


Страницы: 1234567891011121314[15]16

42-Й
Художник Лев Тырин.

"Смерть и страх. Улицы в огне и мертвые дети."
К 75-летию Сталинградской битвы.


Художники о войне.

От этой «стальной саранчи» в небе 23 августа люди не знали способа уберечься...

".....Со всех самолетов начали сбрасывать бомбы. Я стоял, как завороженный, не слышал крика матери, бежавшей ко мне. Мать дала мне подзатыльник за непослушание и потащила бегом в подвал купеческого дома. Туда же сбежались чуть ли не все обитатели Козловской. Затем удар потряс землю и здание, меня как будто что-то укусило за голову, боль дошла до самых пяток. Дышать стало нечем. В некоторых местах потолок подвала обвалился, и языки пламени освещали что-то ужасное".

Затем удар потряс землю и здание, меня как будто что-то укусило за голову, боль дошла до самых пяток. Дышать стало нечем. В некоторых местах потолок подвала обвалился, и языки пламени освещали что-то ужасное».

Сын с матерью побежали к школе № 15, где был военный госпиталь. Там у мальчика вынули осколок из головы. У него и сейчас на голове с левой стороны шрам. Эта болячка долго не заживала, и как ни парадоксально спасла ему жизнь. ©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 15-02-2018 - 19:24
42-Й
Художники о войне.

«Бегом, скорее к речке Царица. Асфальт стал мягкий под ногами, как повидло. По улице Козловской, по домам деревянным частного сектора, пламя волнами перекатывалось от дома к дому. Пламя гудит, завывает своей особой музыкой. От домов с треском летят и стреляют головешки. Раскаленный воздух поднимается вверх, создает свой особый горячий ветер. Добрались, добежали до мельницы Гердхарда, там основная пристань Сталинграда. Весь берег около пристани забит людьми. На Волге сплошные гудки катеров и пароходов. Три парохода, забитых людьми, тонут подожжённые. Моя семья в этот ад идти не решилась».©
42-Й
Художники о войне.

По словам Льва Тырина, налеты на Сталинград до 23 августа были единичными. День массированной бомбардировки он помнит в мельчайших подробностях. Тогда четырехлетний мальчик получил осколочное ранение в голову. Мать, бабушка и он пытались спастись в подвале того самого дома «К.И.М», когда в него угодила бомба. Чудом выжили. Этому эпизоду Лев Тырин посвятил отдельную картину. На ней видно, как два пожилых мужчины вытаскивают из подвала мать, а он стоит рядом с окровавленной головой. Поблизости и бабушка.©
42-Й
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.


01. Приказ фельдмаршала Паулюса шестой полевой армии: " Утопить город в огне."
02. Успеть добежать до бомбоубежища или подвала.
42-Й
Художники о войне.

"— Навстречу нам, бегущим в Сарепту, очень низко летит немецкий самолет, — продолжает воспоминания Лев Тырин. — Вот уже видно лицо летчика в авиационных очках. Он смеется. Убивать людей ему нравится. На его лице счастливая улыбка. Улыбка убийцы. Бабушка толкнула меня вправо, сама туда же отскочила. Я упал, а в полуметре поднялись столбики пыли от трассирующих пуль."©
42-Й
Художники о войне.

«В конце октября 1942 года гитлеровцы построили нас в большую колонну и повели по дороге на Гумрак. Колонну сопровождал конвой из мотоциклистов. На тех, кто пытался выйти из колонны во время движения, кричали: «Цурюк! Цурюк!» ( «Назад, назад»). После этих предупреждений тех, кто не хотел вернуться в колонну, расстреливали. Днем шел дождь, к вечеру подморозило. Многотысячная толпа полураздетых людей остановилась на ночлег. Когда утром снова двинулись в путь, на месте стоянки остались умершие и замерзшие люди в скрюченных позах. Поздним вечером 6 ноября нас посадили в товарные вагоны и повезли в западном направлении».©
42-Й
Художники о войне.

Комендантский час в Сталинградской области, занятой врагом.

"..... Днем шел дождь, к вечеру подморозило. Многотысячная толпа полураздетых людей остановилась на ночлег. Когда утром снова двинулись в путь, на месте стоянки остались умершие и замерзшие люди в скрюченных позах.

Во время ночной остановки поезда части сталинградцев удалось убежать. Они затаились в степи, в овраге, когда где-то вдали послышался волчий вой. Стая волков вышла к людям. Но сталинградцы, найдя кучу немецких листовок, сумели зажечь огонь. Волки ушли."©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 15-02-2018 - 20:09
42-Й
Дальше до конца войны они жили в Ельшанском овраге в землянке. Голод был страшный. Люди ходили на элеватор, где был запас горелого зерна. ©
Художники о войне.

Осенью 1942 года немцы и румыны кормили своих лошадей на элеваторе отборным зерном. Жителям доставалось горелое.
42-Й
Одним из жутких эпизодов, который вспоминает Лев Тырин и которому посвящена отдельная его картина — это то, как немецкие солдаты в Сталинграде брали кровь детей .

Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.



В соседней землянке жил мальчик Юрка, ему было лет 11-12. «В ноябре, числа 14 или 15 началась облава. Из землянок забирали детей и подростков, младенцев, грузили их в крытую брезентом машину. Забрали Юрку и меня тоже. Отвезли в подвал. Раздетых детей немцы уводили в соседнюю комнату. Затем выводили, иногда выносили ставшие синими тела. Некоторые пытались найти одежду и одеться, других просто корежило и трясло после этой комнаты. Подошел дядька и, схватив за руку, потащил в «страшную» комнату. На кушетке лежали обнаженные дети, а к руке шла резиновая трубка с иглой на конце. Подошел немец в серой блестящей клеенчатой одежде с марлевой повязкой на лице, посмотрел на мою голову и сказал: «Вэк!» Солдат отвел меня в сторону и толкнул в угол, где был Юрка. Юрку забраковали по поводу его болячек на руках. Дальше - страшнее не придумать. Побросали ставших голубыми и синими детей в кузов машины. Юрку и меня тоже бросили в кузов. Вывезли в поле и сбросили тела в окоп. Стали засыпать еще живых и полуживых обескровленных детей».

Побросали ставших голубыми и синими детей в кузов машины. Юрку и меня тоже бросили в кузов. Вывезли в поле и сбросили тела в окоп. Стали засыпать еще живых и полуживых обескровленных детей». ©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 15-02-2018 - 20:31
42-Й
Художники о войне.
"Мальчик, где твой папа? Мой папа на фронте, воюет с немцами."

...Вытащил его Юрка. Теперь им предстояло пробраться из Городища в Сталинград. Первую ночь провели у деда, который накормил их чаем с солодкой и черным сухарем. А наутро мальчики пошли дальше. И тут их снова схватили немцы.

«За столом сидели немецкие офицеры. Угостили нас горячим кофе с мармеладом. Наш рассказ его не удовлетворил. Офицер перешел на угрозы и крик. Затем, связав нам руки и подвесив на стволе танка, нас отлупили. При первых же ударах плетки от своего крика я охрип, потерял голос и больше ничего не мог рассказать». ©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 15-02-2018 - 20:39
42-Й
Художники о войне.

Немцы решили, что Юрка партизан, а четырехлетний Лёвка – его прикрытие. Приказ: расстрелять обоих. Но немецкий солдат то ли промахнулся, то ли решил не добивать.

Затем, связав нам руки и подвесив на стволе танка, нас отлупили. При первых же ударах плетки от своего крика я охрип, потерял голос и больше ничего не мог рассказать.

Ребята спрятались в разбитом танке Красной Армии у села Карповка. По обочинам дороги на столбах и деревьях встречались повешенные. Никто не удивлялся, это стало обычным делом. Ноги у Левки так замерзли, что дальше Юрке пришлось тащить его на себе до самой землянке в Ельшанке, где плакала мама.©
42-Й
Художники о войне.

Бои на улицах Сталинграда. Солдаты Красной Армии на верхних этажах зданий, мирные жители - в подвалах.

"— Утром 31 января 1943 года тетя Клава подошла ко мне, укутанному с головы до пят чем было, и сказала: «Левка, у тебя сегодня день рождения, тебе стукнуло, непослушнику, пять лет». Не был я хорошо воспитан и даже не поблагодарил тетку Клаву. Она взяла большую алюминиевую кастрюлю, чтобы набрать чистого снега и вскипятить с какой-нибудь травой. Взглянула на противоположный гребень Ельшанского оврага и ахнула. Она так и села на снег. На противоположной стороне оврага стояли танки, выкрашенные в белый цвет, с красными звездами на башнях. Наши пришли! Тетка Клава влетела в землянку, бросила кастрюлю на земляной пол. Кричит: «Левка! Левка! Чертяка безногий, тебе подарок! Там наши пришли!!! Все женщины выскочили смотреть на танки.©
42-Й
Художники о войне.
После войны Лев Тырин долго не мог самостоятельно передвигаться. Сказался пережитый во время войны голод.©
42-Й
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.


1.Немецкий снайпер отстреливал жителей города, идущих на элеватор за зерном.
2.Немцы стреляли в ворон, потом жарили их и ели. Вороны - только для немцев.
3.Для Сталинградской девочки Аннушки ее мурка - подружка и член семьи. А для Ганса, солдата 6-й армии Ф. Паулюса - просто жаркое.
4.Немцы считали себя героями в стране "варваров". Уничтожая "неполноценный" народ, фотографировались для истории.
5.Немцы издевались над соседской девочкой Идой, заставляли танцевать на столе перед тем, как убили ее маму, тетю Фриду.
6.Еврейского мальчика перед смертью заставили играть на скрипке над телами убитых родственников.
42-Й
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.


1.Это они разрушали и жгли город. Убивали женщин, стариков и детей. А теперь идут сдаваться в плен. 91 тысяча немецких пленных в Сталинграде.
2.Роль пожарных и спасателей выпала на долю солдат.
3.03Погорельцы. Семья Тыриных.
4-5. В городе победителей.
6. Память.

Лев Тырин -автор более 200 гравюр. Живёт в полном одиночестве. Квартира волгоградца, редкими гостями которой бывают лишь сотрудницы соцзащиты, от пола до потолка уставлена десятками картин. Одни из них представляют собой готовые произведения, другие — только наброски. Хозяин квартиры долгие годы пишет картины о военном Сталинграде, в своеобразной манере детских рисунков. Ужас, творившийся в городе в 1942 году, он пережил, будучи ребенком. 31 января этого года Льву Тырину исполось 80 лет. В тот же день в Ворошиловском районе города Волгограда-Сталинграда в здании Театра юного зрителя открылась его первая персональная выставка.
Марита
30 апреля 1945г. Советские воины водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине

Картины художников:

Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.


Богаткин В.В. Последний бросок. Штурм рейхстага
Божко В. Водружение знамени над рейхстагом.
П.Логинов и В.Панфилов. Знамя Победы над рейхстагом
42-Й
Антон Яковлевич Ломаев
(р. 1971, Витебск, Белоруссия) — русский художник-иллюстратор.


Иллюстрации к книге И. Бабеля "Конармия".

Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.

Все иллюстрации 2012года.

Художник учился в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, занимался в мастерской книжной графики под руководством А. А. Пахомова.
Начал работать в качестве художника-иллюстратора во время учебы.
Иллюстрировал произведения Андерсена, Гауфа, Перро, братьев Гримм, Дианы Уинн Джонс, Шекспира, Кафки, Бунина, Набокова, Булгакова, Мелвилла, Бабеля, Державина, Толкина. В 2001 году Ломаеву была присуждена премия «Странник», отмечающая достижения фантастического жанра. Он победил в номинации «Лучший художник».©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 25-06-2018 - 15:14
42-Й
Иллюстрации к книге И. Бабеля "Конармия".
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


«Конармия» - это сборник рассказов, которые начали издаваться в 1926 году. Объединяет произведение общая тематика – гражданская война начала 20 века. Основой для написания послужили дневниковые записи автора во время службы в 1-й Конной армии, которой командовал С. Буденный. ©
42-Й
Иллюстрации к книге И. Бабеля "Конармия".
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


"Конармия" - известнейшее произведение советского писателя и драматурга Исаака Бабеля.
В первую очередь это связано с тем, что оно изначально противоречило революционной пропаганде того времени.
С. Буденный и К. Ворошилов приняли книгу в штыки. Единственная причина, по которой произведение было опубликовано, - заступничество Максима Горького. ©
42-Й
Иллюстрации к книге И. Бабеля "Конармия".
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


Источник и более подробнее :здесь
Книгочей
Необычный художник необычно о войне

Валерий Туракевич.

Валерий родился в 1969 году на севере Казахстана. Отслужил, как полагается, срочную службу в армии. Окончил Кокчетавское медицинское училище в 88-м году, а в 95-м педагогический университет имени Ч. Валиханова. Успел поработать и фельдшером «скорой помощи», и корреспондентом, и преподавателем. Некоторое время жил в Москве, пока окончательно не перебрался в Новороссийск.©

Валерий Туракевич трудится в поисковом отряде на должности фельдшера.
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.

... картины намеренно выполнены в монохромных тонах. А сам автор написал серию картин под впечатлением не от батальных сцен, а от жёсткой кинохроники и фотографий тех великих и ужасных событий.

источник и подробности здесь

Это сообщение отредактировал 42-Й - 22-08-2020 - 12:08
42-Й
Художники о войне.
"Красные командиры. 1920-е." Художник Виктор Псарев, 1985 год.

Гражданская война, разразившаяся в России после Октябрьской революции, была по своей сути вооруженной борьбой различных политических группировок за власть в стране.

Гражданская война вовлекла в свою орбиту практически все население России и унесла миллионы человеческих жизней. В первый период ведения боевых действий (июль 1918 — июль 1919 г.) власть большевиков была ликвидирована на значительной части территории бывшей Российской империи. Однако ценой невероятных усилий большевистскому правительству удалось переломить складывающуюся ситуацию.

Второй период Гражданской войны (июль 1919 — октябрь 1920) характеризовался крупными победами Красной армии, которая подавила главные центры белогвардейского сопротивления и перешла к строительству государства основанного на социалистических принципах. ©
42-Й
Лев Иванович Жданов

Сталинградская битва в рисунках красноармейца Жданова.

1.
О событиях первых дней операции "Малый Сатурн" вспоминает Лев Иванович Жданов, красноармеец 115-го гвардейского стрелкового полка 38-й гвардейской стрелковой дивизии - непосредственный участник событий.

Бесценные для истории документы хранятся в школьном музее села Полтавка Богучарского района – воспоминания рядового Льва Жданова (на фото). В декабре 1942 года девятнадцатилетним мальчишкой он участвовал в операции «Малый Сатурн». В составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии Юго-Западного фронта освобождал тогда еще Радченский район Воронежской области. Ценность этих воспоминаний - в подробном описании солдатского быта, и в том огромном количестве деталей, которые никогда не найдешь в официальных документах той поры, а также в том, что Лев Жданов оставил нам свои фронтовые рисунки. Он рисовал карандашом, когда удавалось улучить свободное время. Как в последствии вспоминал Лев Иванович: «…Обычно я дарил свои рисунки бойцам. Они с радостью позировали, потом писали домой письма и с ними отправляли портретную зарисовку».

Художники о войне.
" Наш дом. 115-й гвардейский полк, 2-й батальон, 5-я рота, 2-й взвод. 5-14 декабря 1942 года"

Жданов в дневниках очень откровенен по отношению в первую очередь к себе — это один из немногих людей, кто в мемуарах готов написать, что как-то раз командир поднял его в атаку только угрозой пистолета. Тем ценнее то, что он сумел собраться с силами, не сломался и нормально завершил службу. В течение всего этого времени Жданов делал зарисовки того, что видел вокруг. Вести дневник и вообще заниматься подобными вещами запрещалось, но Жданов добился компромисса с собственным командиром и делал очень лаконичные наброски, которые позднее переросли в полноценные рисунки, посвящённые тому, что он пережил во время боёв под Богучаром жестокой зимой 1942/43 годов.

В результате операции «Малый Сатурн» РККА разгромила 8-ю итальянскую армию, а также несколько румынских и немецких дивизий.©

источники: boguchar-pamyat.ru, yaplakal.com/forum2, nevsepic.com.ua

Это сообщение отредактировал 42-Й - 21-08-2020 - 09:34
42-Й
Лев Иванович Жданов

Сталинградская битва в рисунках красноармейца Жданова.

2.
Первые подразделения 38-й гвардейской дивизии в начале декабря 1942 года начали прибывать на Дон. 115-й стрелковый полк, в котором служил Лев Жданов, занял свои позиции на левом берегу 10 декабря. Командный пункт полка находился в селе Новый Лиман Петропавловского района. Полку предстояло с тяжелыми боями пройти путь от Дона до города Миллерово Ростовской области. Лев Жданов тогда этого еще не знал и вместе с другими бойцами своего 2-го взвода 5-й роты 2-го батальона «обживал» доставшиеся им оборонительные сооружения:

«… Траншеи были очень глубокими и во многих местах перекрыты. Чтобы просматривать местность, приходилось подниматься на довольно высокую приступочку. И тогда перед нами открывалось широкое пространство долины реки, но самого Дона из траншей мы не видели. Через редкие стволы деревьев темнел дальний берег, занятый противником.
Художники о войне.
" Оборона на Дону где-то под Богучаром. В траншее 115-й гвардейский полк 2-й батальон 5-я рота 2-й взвод.5-14 декабря 1942 года"

из дневника: "Дежурить приходилось по четыре часа. Казалось, что промерзаешь насквозь. Чтобы хоть как-то согреться, одевали подшлемник – широкий шерстяной носок с отверстием для лица. Притоптывали, раскачивались, чтобы ударить плечом в стенку траншеи – от этого, казалось, ноги и тело немного согревались. Мы часто курили – скручивали крупные «козьи ножки». Они тоже, как будто, давали тепло.

Особенно трудно приходилось бойцам из Средней Азии, не привыкшим к таким холодам. Они сидели, засунув руки в рукава, забивались в «норы» окопа и что-то отрешенно бормотали.

Вид у всех нас далеко не уставный. Но что делать? На рисунке я показал трех бойцов моего взвода. Сидящий, съежившийся от холода боец с котелком за поясом. В руках бойца, закуривающего цигарку - кремень, «кресало» и фитиль – очень важные принадлежности солдата в полевой жизни. Третий боец наблюдает из ячейки. Вот так мы и выглядели тогда - немного неказисто. Но об этом не могу не сказать, чтобы кинематографисты, художники и писатели не надевали на нас подогнанные по росту и комплекции шинели, не затягивали их очень аккуратно кожаными поясами, да еще с латунными пряжками и со звездой, чтобы не вешали на пояс кожаные подсумки. То есть надо показать, чтобы нас вернее изображали в искусстве.

… В первые же дни я пытался сделать зарисовку нашего блиндажа с двумя отводами траншей. Для маскировки на блиндаж наброшена куча хвороста. В этой куче, в переплетении ветвей, внимательный глаз различит черную железную трубу, из которой валит сизый дымок. Около входа стоит часовой. Боец хотел, чтобы я его так нарисовал. Я сказал, что портрет на таком расстоянии не получится. Боец кивнул, но всё равно, пока я рисовал, он старательно позировал – стоял, опираясь на винтовку, и не шевелился».
42-Й
Лев Иванович Жданов

3.
Командир дивизии генерал-майор Александр Алексеевич Онуфриев поставил своим полкам задачу: 110-й на правом фланге наступает на село Красногоровка, 113-й в центре – на хутор Оголев, 115-й на левом фланге – на высоту 206,3 (в нескольких километрах к северо-западу от села Абросимово). Противник – итальянская пехотная дивизия «Пасубио» - занимал оборону по высотам в 200-300 метрах от берега Дона. Несколько дней ожидания, и вот началось!
Художники о войне.
"101 Оборона на Дону. У блиндажа. 115-й гвардейский стрелковый полк, 5-я рота, 2-й взвод. 5-14 декабря 1942 года"

Лев Жданов вспоминал:
«…В ночь на 15 декабря нашу 5-ю роту повзводно повели по лесной тропе к берегу. В тишине слышались только стук шагов, побрякивание котелков и оружия. Было приказано: «Не курить! Не разговаривать!» Мы вышли к Дону. Слева на фоне снега виднелись фигуры каких-то командиров. И сейчас же слышится голос одного из них: «Идти по одному! Соблюдать дистанцию!»
42-Й
Лев Иванович Жданов

4.
На рисунке показан кадр – наша рота по дорожке из хвороста переходит Дон. Мы благополучно переправились и вышли на исходный рубеж. Вражеский берег был спокойным, и, казалось, не подозревал о переправе и сосредоточении наших войск. Весь наш 2-й батальон, как и весь 115-й полк, вот так перешел Дон и затаился под кручей».
Художники о войне.
"Через Дон на исходный рубеж Идут стрелковые роты 115-го гвардейского стрелкового полка 14 декабря 1942 года"

Читая воспоминания Льва Ивановича, я с удивлением узнал, что совершенно незаметно для противника удалось переправить на правый берег Дона целый полк. Вероятно, одной из причин явилось то, что все внимание итальянского командования занимал плацдарм на правом берегу Дона, захваченный нашими войсками еще 11 декабря 1942 года в районе хутора Оголев. Бойцы 113-го гвардейского стрелкового полка несколько дней отбивали яростные атаки итальянцев на Оголев. Вернуть плацдарм противнику так и не удалось.
Главный удар 38-я гвардейская стрелковая дивизия нанесла 16 декабря 1942 года в полосе наступления 115-го полка. Более неудобного места для наступления даже трудно представить. Почти отвесные стены правого берега казались противнику неприступными. Поэтому атака 115-го полка на доминирующую высоту 206,3, превращенную врагом в опорный пункт обороны, была для итальянцев неожиданной. К исходу первого дня наступления подразделения 115-го полка под командованием гвардии майора Василия Платоновича Дробышевского овладели первой линией обороны противника и закрепились на занятых позициях. Вот так в общих чертах развивались события 16 декабря 1942 года в полосе наступления 115-го полка.
42-Й
Лев Иванович Жданов

5.

Положение рядового пехотинца таково, что он ничего не знает об обстановке, кроме того, что видит непосредственно перед собой. Попытаемся посмотреть на события того дня глазами красноармейца Льва Жданова. Целые сутки, 15 декабря, он, как и все бойцы полка, пролежал – просидел в наспех отрытых одиночных окопчиках на берегу Дона под отвесной кручей. Бойцы выполнили приказ – «Не обнаруживать себя!».

«…Наступило 16 декабря. Потеплело. Утро было туманное, небо закрывали низкие стелющиеся тучи. Когда отгрохотала артподготовка, стрелковые роты двинулись вперёд. И тут произошло то, что совсем не предусмотрели – при подъёме на кручу роты перепутались и командиры подразделений потеряли своих бойцов. Когда я выскочил на край кручи, на открытом поле нас уже встретили пулеметным огнем ожившие огневые точки. То там, то здесь взвизгивали в воздухе, падали и скатывались вниз те, в кого попадало… Вскоре все роты уже вытянулись по полю в цепь и двинулись вперед. Я оказался среди незнакомых бойцов. Справа от меня появился энергичный боец с ручным пулеметом, дальше и впереди идет кто-то уверенным и быстрым шагом. Это бывалые воины.

А вот сзади них видны темные фигуры понуро и обреченно бредущих людей. Это новички, они растеряны и будто не понимают, что происходит. Вот сзади них и бегает с пистолетом в руке какой-то командир. «Чья пуля слаще?!» - говорил он в блиндаже.
Художники о войне.
" На новый рубеж. Наступление 16 декабря 1942 года"

Помню наставления помкомвзвода: «Не отставать! Не скучиваться! Соблюдай дистанцию – чем больше, тем лучше! Иди пригнувшись, левым плечом вперед. Лопатку – за пояс, прикрывает сердце! Меняй направление! Делай перебежки! Не чесаться! Гляди в оба!»

Это сообщение отредактировал 42-Й - 21-08-2020 - 09:56
42-Й
Лев Иванович Жданов

6.
...Вдруг я увидел пулеметчиков – они за скобу станины тянут свой пулемет, в руках у них коробки с лентами. Колеса пулемета не крутятся, тормозят. Вижу, с каким напряжением, с какой злостью, бормоча ругательства, двое бойцов тащат пулемет по снегу. Эх! Его бы на полозья! А перед пулеметчиками мелькнул упавший боец. Убит? Или ранен? Разглядывать нет времени.
Художники о войне.
"Идут пулемётчики"

Откуда-то сзади поднимается слабое «-а-а-а-а!» Это что? Сейчас бросок на траншеи? Ни черта не понимаю! Не вижу впереди ничего! Но слева от меня уверенно шагавший боец взял винтовку на руки и побежал… Этим он подсказывает, что надо делать! «Ура-а-а-а! – все побежали… Кто-то падает, не встает.
«А-а-а-а-а!» – несется уже рядом и захлестывает нас.
У окопов все завертелось. Из земли вырастали какие-то темные фигуры с поднятыми руками и большими раскрытыми ртами… Что-то ударило меня по каске, и я упал.

Вскочил, падал, прыгал, снова падал, стрелял куда-то, тыркал штыком… Вечером того дня, успокоившись, я попытался припомнить, что же происходило? Но так и не смог! Только впечатление мелькания чего-то, как в быстрой карусели. И еще осталось общее впечатление, что итальянцы не оказали нам серьезного сопротивления – они быстро, в панике бежали».
Больше, чем описание Ждановым всех деталей и подробностей боя, меня поразила сцена встречи красноармейцев с раненым итальянцем на занесенном снегом подсолнечном поле:
«… В подсолнухах справа от дороги я увидел темное пятно.
- Братва! Я сейчас! – бросил я. И с винтовкой в руках кинулся в заросли. Там лежал раненый итальянец, молодой парень, мой ровесник. Он испугался, увидев меня, затыкал пальцем в грудь и бессильно забормотал: «Итальяно! Итальяно!» В стороне валялась его шапка.
- Кто там? – выкрикнул бронебойщик.
- Раненый!
- Шлепни!
Мне стало жалко парня, не могу же я убить просто так, уже беспомощного, раненого врага! Я поднял шапку, нахлобучил на голову раненого и сказал ему, слегка подталкивая в плечо: «Медицина! Медицина!» И показал, что надо ползти к дороге. В глазах итальянца появилась теплота, будто признательность. Но он же враг! Что я должен делать? Я не убил его – пусть живет, может, подберут наши на дороге, в плену вылечат.
В глаза бросилась небольшая черная книжечка, лежавшая рядом на снегу. Забрал ее. Молитвенник итальянского солдата. Когда беру его в руки, всегда вспоминаю первый день наступления – 16 декабря 1942 года, поля подсолнечника, раненого итальянца и двух моих спутников, бойцов из 115-го полка, погибших там, у дороги».
42-Й
Лев Иванович Жданов

7.
В книге о боевом пути 38-й гвардейской стрелковой дивизии «С верой в Победу» (автор Николай Куприянов) сказано, что 16 декабря из-за сильного пулеметного и минометного огня противника 2-му батальону 115-го полка удалось продвинуться только на один километр. В течение дня бойцы отбили несколько контратак итальянцев, в отдельных местах завязывались рукопашные схватки. На поле боя горели 13 танков противника, лежало более сотни трупов вражеских солдат и офицеров. Наши потери тоже были велики.

Художники о войне.
"Впереди итальянцы. Бойцы бьют по машине. Наступление 16 декабря 1942 года"

Но война – это не только цепь героических событий. Лев Жданов описал бой, в котором сам принял участие, и который, я в этом уверен, не отражен ни в одном боевом документе 38-й дивизии:
«- Смотрите, смотрите! Вот они! – я изумленно воскликнул. – Это же итальянцы!
Перед нами рваной полосой торопливо двигалась колонна людей. Мы трое, поднявшись на холм, откровенно говоря, даже опешили, растерялись. Сами представляете, что значит вот так сразу встретить колонну врага. Мы даже не упали, не залегли. Ясно, что это «драпают» итальянцы, что это они и бросили своего раненого. Но это уже хвост колонны. Отставшие бегут, размахивают руками, что-то кричат. Вдруг справа вынырнула автомашина, вся облепленная людьми. Отставшие пытаются прицепиться к ней. Я на рисунке показал этот момент.
- Ставь винтовки накрест! – коротко бросил бронебойщик. Раздался выстрел! Машина не остановилась, но с неё упало несколько человек. Эх! Промазал! Но тут же раздался второй выстрел, вздрогнули в руках винтовки, нас снова обдало порохом. Машина дернулась и резко остановилась, с ней посыпались фигурки людей.
Не раздумывая, будто подхваченные неведомой силой, мы с криком «Ура-а-а! Бей!» помчались вниз по склону к дороге. На ходу стреляли в темную растрепанную массу людей, поднимающихся на склон.
Все прокрутилось очень быстро. Прошли какие-то две – три минуты и мы оказались у брошенной машины.
Я залег у колеса и сделал несколько выстрелов, думая, что меня поддержат и мои спутники. Бой есть бой! Еще рано торжествовать! Но они решили иначе – забрались в фургон и занялись разборкой трофеев. Из фургона полетели тряпки, шинели, коробки, раскрытые чемоданы. Чувствую, что сейчас вот, могут ударить по машине с холма. Ведь прошьёт и ребят!
– А ну, братва, кончай барахолить! Ложись у машины! - резким тоном приказа выкрикнул я.
В окошке показался круглолицый пехотинец: «Хто ты есть-то, а? Командёр? А? Пошёл к…!»
Ну что мне делать? Бойцы совсем забыли про войну! И то, чего я опасался, случилось! С вершины холма ударил пулемет, стекла со звоном и треском разлетелись вдребезги, вздрогнула обшивка фургона. Внутри вскрикнули, и все замерло.
42-Й
Лев Иванович Жданов

8.
Я укрылся за задним колесом, а пулеметчик продолжает садить по фургону. Я приподнялся, опасливо заглянул в раскрытые двери – вот они… Наши бронебойщик и пехотинец. Они мертвы.. Э-э-эх! Прошило ребят! Глупая смерть… И вдруг:
Художники о войне.
" Ох! Ребят накрыло... Наступление 16 декабря 1942 года"

- Тра-та-та-та… - громко, весело с раскатистым эхом заговорил пулемет, где-то тут, рядом.

Ура-а-а! Наши подошли! В углу овражка залегли наши пулеметчики и лупят очередями из своего «Максима» по верху холма, туда, откуда бил вражеский пулемет. Молодцы! Здорово заткнули ему глотку!

Но кроме двух бойцов у пулемета больше никого нет. Наша пехота не появляется ни на холмах, ни из оврага. Как же так? Но противник не удрал: протяжным воем очертив крутую навесную траекторию, в лощине разорвалась мина. И еще несколько мин со звонким треском грохнули возле машины. Буду лежать, не двигаться, изображу, что я мертвый. Помкомвзвода учил: «Держи ушки на макушке! Тихой мины не бойся – она твоя! От нее не спрячешься! Бойся той, которая шумит, поет, она рванет рядом и накроет осколками! Рот не разевать, не чесаться!»
А наши все стреляют по холму! Надо бы им укрыться, ведь накроет! Кричу им: «Отбой! В укрытие!» Второй номер услышал меня, но лишь махнул рукой. И эти не слушаются меня… Боюсь, очень боюсь за ребят. Как их заставить? Почему они не меняют позицию?
Короткий звук, скрежеща, ввинчиваясь, вонзился у пулемета.
– У-о-о-х!
Ужас! Я отвернул голову… Накрыло, накрыло ребят! Нельзя же так! Учили же их маневру на поле боя! Эх! Жалко ребят! Ну и я хорош! Не мог собраться, сообразить! Видел же все, чувствовал беду, и … и не смог ничего сделать!
Тогда я не мог предотвратить их смерти. Не хочу оправдываться, но то ли малодушие сковало мой мозг, то ли голова моя слишком плохо соображала – не нашел я способа, как помочь, спасти ребят. И теперь гибель бойцов на моих глазах стала вечным укором, болью сердца и совести на всю жизнь. Наверное, и пишу эти строки, и рисую войну, рассказываю о ней, чтобы попытаться смягчить вину, хоть немного облегчить боль души.
42-Й
Лев Иванович Жданов

9.
… Наша пехота так и не подошла на этот рубеж. Быстро, ужом прополз к краю овражка, где и просидел до темноты, просматривая лощину и холмы. Но никто не подошел: ни наши, ни противник. Пришлось идти искать своих. Нашел я пехотинцев примерно в километре сзади, в балке у блиндажей. Наши бойцы сидели у костров, помешивая в котелках ужин из трофейных продуктов.

Утром 17 декабря наступление продолжилось, но к полудню я выбыл из цепи наступающих. После лечения в Борисоглебске попал уже в другую часть и на другой участок фронта».
Художники о войне.
" Ранило. Наступление 17 декабря 1942 года"

В 1984 году Лев Иванович передал свои рисунки и воспоминания в музей Полтавской школы, как он сам написал, для того, «чтобы мы, последние свидетели и участники войны, подсказали, подправили, засвидетельствовали определенные факты и подробности, в чем правда, истина, и что очень часто не учитывается в показе прошедшей войны».

текст с 1 по 9 абзац : газета «Воронежская неделя» № 12 (2152), 12.03.2014г., № 13 (2153), 19.03.2014г.
42-Й
Лев Иванович Жданов

Военная карьера Льва Ивановича оказалась на редкость драматической. Первый же бой летом 42-го — ранение. Затем госпиталь, возвращение на фронт и операция «Малый Сатурн» — отчаянное сражение зимой 1942/43 на Дону. Жданов воевал под Богучаром. Колоссальная Сталинградская битва вовлекала даже дивизии и армии, сражавшиеся за сотни километров от города на Волге. После того, как лязгнули клещи советских корпусов вокруг Сталинграда, и в городе попала в котёл 6-я армия Паулюса, советские войска начали развивать успех, пытаясь разгромить как можно больше войск немцев и их союзников.
Художники о войне.
" Наступление 16 декабря 1942 года . Пехота 115-го пошла."

Одной из таких операций стало наступление на среднем Дону. Русские атаковали итальянскую 8-ю армию и подпиравшие её немецкие части. В жестоком двухнедельном сражении неприятельские войска были рассечены на части и разгромлены, но эта победа стоила многих жизней и РККА.


© yaplakal.com/forum2
42-Й
Лев Иванович Жданов

Лев Жданов был человеком сугубо мирным. Обычное московское детство, единственное отличие от большинства сверстников — тяга к рисованию. Жданов собирался стать художником, но война началась раньше, чем молодой человек успел определиться с профессией. Сначала юного Жданова эвакуировали в Куйбышев. Там он работал учеником токаря на заводе. Но, как и многие, хотел воевать. Из-за плохого зрения Жданов не подлежал мобилизации и потому пошёл добровольцем.
Художники о войне.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.

1. "Наступление. Стрелки 115-го пошли"
2. "Наступление. Идут стрелки 115-го"

© yaplakal.com/forum2

Это сообщение отредактировал 42-Й - 21-08-2020 - 10:34
42-Й
Лев Иванович Жданов


В этом кипящем котле воевал и обычный пехотинец Лев Жданов. Для психики юного и в общем благополучного городского парня бешеные бои оказались жутким испытанием.
Художники о войне.
"Бойцы идут вперёд. Наступление 16 декабря 1942 года"
42-Й
Лев Иванович Жданов

Лев Иванович Жданов не был военкором и вряд ли мечтал живописать картины военного быта. Но его фронтовые рисунки вошли в историю. В перерывах между атаками и контратаками он делал наброски, которые в итоге стали настоящим графическим памятником советской пехоте, сражавшейся на Дону в декабре 1942 г.
Художники о войне.
"Атака первой линии. Наступление 16 декабря 1942 года"


Страницы: 1234567891011121314[15]16

Искусство -> Художники о войне.





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Проститутки-индивидуалки Москва